Новые правила в строительной отрасли

В 2014 году законодатели приняли ряд документов, которые так или иначе отразятся на строительной отрасли нашей страны. Рассмотрим влияние наиболее важных законов и постановлений.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

1. Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 359-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях»

Вступил в силу 25 ноября 2014 года.

1. Уточнено понятие саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства (далее – СРО). Так, СРО является некоммерческая организация, созданная в форме ассоциации (союза) и основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство.

Ранее некоммерческая организация должна была быть создана в форме некоммерческого партнерства. Вместе с тем, с 1 сентября 2014 года в связи с поправками в Гражданский кодекс Российской Федерации некоммерческое партнерство является видом такой формы некоммерческой организации как ассоциация (союз). Также до внесения данных изменений некоммерческая организация могла получить статус СРО после внесения сведений о ней в государственный реестр СРО. В настоящее время получение статуса СРО в области строительства не увязывается с внесением сведений о ней в реестр.

Следует обратить внимание на механизм устранения коллизии с базовым законом о саморегулировании (Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»), который определяет, что СРО – это статус, приобретаемый с момента внесения сведения о ней в государственный реестр СРО. В указанный закон добавлена фраза, что особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, устанавливаются законодательством о градостроительной деятельности.

Учредительные документы, а также наименования ранее созданных СРО подлежат приведению в соответствие с внесенными изменениями при первом изменении учредительных документов таких СРО. При этом изменение наименований таких СРО не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования. Перерегистрация ранее созданных СРО в связи с вступлением в силу указанного Федерального закона не требуется.

2. Согласно внесенным изменениям, СРО приобретает право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только после внесения сведений о такой организации в государственный реестр СРО.

3. Для внесения сведений о СРО в государственный реестр СРО сведения теперь предоставляются не в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Ростехнадзор), а в Национальное объединение саморегулируемых организаций. Совет Национального объединения СРО в срок не позднее чем 30 дней утверждает заключение о возможности внесения или об отказе во внесении сведений об указанной СРО в государственный реестр СРО. При этом заключение об отказе принимается в случае несоответствия СРО требованиям, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК Российской Федерации). Утвержденное заключение Национального объединения в течение 5 дней направляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Ростехнадзор) в целях принятия им решения о внесении или об отказе во внесении сведений о СРО в государственный реестр СРО.

4. Существенно расширены основания исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО. Такими основаниями помимо добровольного заявления СРО являются: 

1) неисполнение требования либо требований статьи 554 или статьи 5516 ГрК Российской Федерации; 

2) несоответствие утвержденных документов такой саморегулируемой организации требованиям, установленным ГрК Российской Федерации к этим документам, или отсутствие у нее обязательных документов; 

3) несоблюдение СРО требований, предусмотренных ее документами; 

4) необеспечение СРО доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов; 

5) несоблюдение СРО требования об уплате вступительного взноса в соответствующее Национальное объединение СРО, а также об осуществлении иных отчислений на нужды соответствующего Национального объединения СРО в порядке и в размерах, которые установлены Всероссийским съездом саморегулируемых организаций; 

6) непредоставление СРО сведений по запросу органа надзора за саморегулируемыми организациями, по запросу Национального объединения СРО, направленному при исполнении функций, предусмотренных ГрК Российской Федерации, или предоставление ею недостоверных сведений; 

7) предоставление СРО недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) СРО, которые подтверждены актом органа надзора за саморегулируемыми организациями; 

8) непредставление СРО в течение шести месяцев в соответствующее Национальное объединение СРО уведомлений и документов, предусмотренных частью 6 статьи 5518 ГрК Российской Федерации.

5. Исключение сведений о СРО из государственного реестра СРО осуществляется на основании решения принятого органом надзора за саморегулируемыми организациями или в судебном порядке.

Орган надзора за СРО вправе принять решение об исключении сведений о СРО из государственного реестра СРО во внесудебном порядке в течение тридцати дней со дня поступления заключения соответствующего Национального объединения СРО о возможности исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО.

При поступлении заключения Национального объединения СРО об отсутствии оснований для исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО, а также в случае, если решение об исключении СРО из государственного реестра СРО не было принято в указанный выше срок, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях орган надзора за СРО вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о СРО из государственного реестра СРО.

6. Установлены 2 случая подготовки указанных заключений Национального объединения СРО: 

1) при выявлении нарушений, являющихся основанием для исключения сведений из государственного реестра СРО (см. пункт 4), орган надзора за СРО выдает предписание СРО об устранении выявленных нарушений. В случае неисполнения указанного предписания в установленный им срок орган надзора за СРО вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение СРО в целях получения заключения Национального объединения СРО о возможности исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО или об отсутствии оснований для исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО; 

2) Национальное объединение СРО утверждает заключение о возможности исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО и в случае, если СРО не устраняет в установленные сроки выявленное Национальным объединением СРО нарушение. При этом расширен перечень нарушений, при выявлении которых Национальное объединение СРО направляет СРО уведомление о выявленных нарушениях и предложение об их устранении. Такое уведомление может быть направлено при выявлении любого нарушения, являющегося основанием для исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО (см. пункт 4). При этом согласно внесенным изменениям уведомление является обязательным к исполнению. Утверждает заключение Совет Национального объединения СРО.

7. Исключение сведений о СРО из государственного реестра СРО влечет за собой прекращение права такой СРО на выдачу свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

8. С даты исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО прекращается действие выданных ею свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами такой СРО, до принятия их в члены другой СРО не вправе принимать на себя новые обязательства по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, на основании свидетельств о допуске, выданных СРО, исключенной из государственного реестра СРО.

9. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в случае исключения сведений о СРО, членами которой они являлись, из государственного реестра СРО и принятия их в члены другой СРО вправе обратиться в Национальное объединение СРО с заявлением о перечислении зачисленных на счет Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда.

10. Исключена необходимость согласования уполномоченным федеральным органом графика плановых проверок СРО и Национальных объединений СРО с органами прокуратуры.

11. Установлена обязанность СРО в отношении каждого лица, принятого в члены СРО, вести дело члена саморегулируемой организации. Дела членов СРО, а также дела лиц, членство которых в СРО прекращено, подлежат бессрочному хранению в СРО. В случае исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО указанные дела подлежат передаче в соответствующее Национальное объединение СРО.

12. Установлено, что сведения о выдаче свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, о внесении в него изменений, о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия данного свидетельства, о добровольном прекращении членства, об изменениях в адресе, виде СРО направляются не в орган надзора за СРО, а в Национальное объединение СРО. Национальное объединение самостоятельно направляет поступившие сведения в орган надзора за СРО. Орган надзора за СРО вносит в государственный реестр СРО сведения о СРО и членах СРО, исключает такие сведения из государственного реестра СРО в течение 30 дней со дня предоставления Национальным объединением СРО соответствующего заключения и (или) установленных ГрК Российской Федерации документов.

13. Национальное объединение СРО наделяется полномочием по ведению единого реестра членов СРО, а также правом направлять в СРО обязательные к исполнению запросы и уведомления.

14. Определены полномочия президента Национального объединения СРО. При этом ему передана часть полномочий Совета Национального объединения СРО, а именно: 

1) представлять Национальное объединение СРО в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях, иных российских организациях и за пределами Российской Федерации; 

2) распоряжаться имуществом Национального объединения СРО в соответствии со сметой и с назначением имущества; 

3) утверждать штатное расписание аппарата Национального объединения СРО. Также президент наделен правом созывать Всероссийский съезд СРО в случаях, предусмотренных уставом Национального объединения СРО.

 

2. Федеральный закон от 24.11.2014 № 356-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Вступает в силу 1 января 2015 года.

1. Предусматривается, что земельные участки не передаются из федеральной собственности в собственность Фонда РЖС, а Фонд выступает в качестве агента Российской Федерации и от своего имени совершает юридические и иные действия, в том числе сделки, с находящимися в федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества.

Право собственности Фонда на переданные ему в качестве имущественного взноса Российской Федерации земельные участки и иные объекты недвижимого имущества Фонда прекращается. Такие земельные участки и иные объекты недвижимости являются федеральной собственностью и считаются переданными Фонду для совершения юридических и иных действий в качестве агента Российской Федерации, а на земельные участки, предназначенные для размещения объектов регионального или местного значения либо занятых такими объектами, возникает право собственности субъекта Российской Федерации или право муниципальной собственности.

В случае, если земельные участки были переданы Фондом в аренду или безвозмездное срочное пользование третьим лицам, переход права собственности на указанные земельные участки к Российской Федерации не является основанием для изменения или расторжения таких договоров.

Также устанавливается перечень юридических и иных действий, которые Фонд вправе осуществлять с земельными участками и объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности и по которым Фонд выступает в качестве агента Российской Федерации (далее – земельные участки Фонда).

2. Вносится ряд изменений в части проведения аукционов на право заключения договоров безвозмездного срочного пользования и аренды земельных участков Фонда в целях строительства жилья экономического класса, в том числе для комплексного освоения в целях строительства жилья экономического класса, и реализации таких договоров: 

1) исключается правило, что если все построенные жилые помещения должны соответствовать условиям отнесения к жилью экономического класса, Фонд первоначально проводит аукцион на право заключения договора безвозмездного срочного пользования земельным участком для целей строительства жилья экономического класса, а в случае, если аукцион признан несостоявшимся, - аукцион на право заключения договора аренды земельного участка в целях строительства такого жилья. Согласно внесенным изменениям Фонд самостоятельно определяет вид аукциона в отношении земельного участка; 

2) изменяются правила определения начальной цены предмета аукциона. Начальная цена определяется как стоимость одного кв. метра общей площади жилых помещений и устанавливается в размере не более 80% рыночной стоимости одного кв.м общей площади таких жилых помещений или по решению межведомственного коллегиального органа в размере не более максимальной цены жилья экономического класса, установленной Правительством Российской Федерации (сегодня – в размере средней рыночной стоимости одного кв. метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, установленной Минстроем); 

3) устанавливается возможность реализации жилья экономического класса, построенного на земельных участках Фонда, по цене, не выше цены предложенной на аукционе, не только отдельным категориям граждан, но и по государственным и муниципальным контрактам, а также Фонду РЖС. При этом установлено право органов местного самоуправления заключать муниципальные контракты на приобретение жилья экономического класса, построенных на земельных участках Фонда, и за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 

4) устанавливается, что передать права и обязанности по договору безвозмездного срочного пользования или аренды земельного участка в целях строительства жилья экономического класса можно только лицам, соответствующим квалификационным требованиям, предъявляемым при проведении аукциона на право заключения указанных договоров к участникам аукциона; 

5) срок, в течение которого запрещается продавать жилые помещения экономического класса иным лицам, кроме включенных в списки граждан отдельных категорий, сокращается с 12 до 6 месяцев.

3. Дополнены требования, которые может устанавливать Фонд к участникам аукциона при проведении аукциона на право заключения договора безвозмездного срочного пользования или аренды земельного участка Фонда – требование соблюдения участником аукциона нормативов оценки финансовой устойчивости его деятельности, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

4. Предусматривается право субъектов Российской Федерации при проведении аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков для создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов устанавливать дополнительные требования к строительству таких объектов, минимальному объему инвестиций, обеспечению обязательств, а также дополнительные требования к квалификации застройщиков (аналогично требованиям, которые вправе устанавливать Фонд РЖС).

5. Регулируются вопросы заключения Фондом договора безвозмездного срочного пользования, аренды или купли-продажи земельного участка с лицом, единственным подавшим заявку на участие в аукционе, или единственным участником аукциона в случае признания аукциона несостоявшимся.

6. Устанавливается срок, на который субъектам Российской Федерации передаются полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, которые находятся в федеральной собственности, в целях бесплатного предоставления многодетным гражданам или жилищно-строительным кооперативам из числа данных граждан - полтора года. После предоставления одного земельного участка или более чем одного земельного участка данным гражданам ограничение по сроку передачи данных полномочий не применяется.

7. Изменяются основания для передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность земельных участков Фонда. Так, передаче подлежат земельные участки Фонда (в том числе одновременно с расположенными на них объектами недвижимого имущества):

1) занятые объектами регионального или местного значения, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, либо предназначенные в соответствии с документами территориального планирования, документацией по планировке территории для размещения таких объектов; 

2) расположенные в границах планируемых (изменяемых, вновь образуемых) территорий общего пользования, а также занятые находящимися в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности объектами обустройства территорий общего пользования;

3) занятые находящимися в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и необходимыми для обеспечения образовательной деятельности в государственных или муниципальных образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях общежитиями либо предназначенные в соответствии с документами территориального планирования, документацией по планировке территории для размещения таких общежитий.

8. Вводится правило, что в случае предоставления Фондом земельного участка жилищно-строительному кооперативу для строительства многоквартирного дома может быть ограничена максимальная доля общей площади нежилых помещений (кроме имущества общего пользования) в таком доме.

 

3. Федеральный закон от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

Вступает в силу с 1 января 2015 года.

Закон устанавливает особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также предусматривает создание свободной экономической зоны (на 25 лет).

Устанавливаются следующие особенности осуществления градостроительной деятельности и землепользования при размещении объектов, необходимых для реализации участниками свободной экономической зоны инвестиционных проектов:

1) подготовка документации по планировке территории для размещения указанных объектов осуществляется участниками свободной экономической зоны за счет своих средств; 

2) решение о подготовке такой документации принимается высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым и высшим исполнительным органом государственной власти города федерального значения Севастополя, документация утверждается указанным органом по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Подготовка документации не требуется в случае, если размещение объекта, необходимого для реализации участником свободной экономической зоны инвестиционного проекта, предусмотрено принятым до 1 января 2015 года решением о предварительном согласовании места его размещения. 

3. Документация по планировке территории для размещения указанных объектов утверждается без проведения публичных слушаний.

4. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земельных участков, предназначенных для размещения объектов, необходимых для реализации участниками свободной экономической зоны инвестиционных проектов. Вид разрешенного использования таких земельных участков определяется в соответствии с документацией по планировке территории или решением о предварительном согласовании места размещения объекта.

5. Разрешения на строительство объектов, необходимых для реализации участниками свободной экономической зоны инвестиционных проектов, объектов инфраструктуры в свободной экономической зоне и разрешения на ввод таких объектов в эксплуатацию выдаются высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым и высшим исполнительным органом государственной власти города федерального значения Севастополя.

6. До выдачи разрешений на строительство объектов, необходимых для реализации участниками свободной экономической зоны инвестиционных проектов, подготовительные работы могут выполняться со дня представления проектной документации на такие объекты для проведения экспертизы проектной документации. Перечень видов подготовительных работ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, и федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

7. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для реализации участником свободной экономической зоны договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, предоставляются участнику свободной экономической зоны в аренду без торгов на срок, необходимый для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, если меньший срок не заявлен участником свободной экономической зоны.

 

4. Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении»

Вступает в силу с 1 января 2015 года.

Направлен на постепенную отмену государственного регулирования цен на товары в сфере теплоснабжения (за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей). Это:

1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Такие цены устанавливаются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя. При этом до 1 января 2018 года они не могут превышать цены (тарифы) на соответствующие товары, установленные органом регулирования, а с 1 января 2018 года - не подлежат регулированию, за исключением случаев:

1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;

2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год.

 

АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 года № 1244 «Об утверждении правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности»

Вступает в силу с 1 марта 2015 года.

1. Установлен порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в следующих целях: 
1) проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года; 

2) строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции; 

3) осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии; 

4) сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам без ограничения срока.

В указанных целях использование земель или земельного участка может осуществляться на основании указанного разрешения без предоставления земельного участка и установления сервитута.

2. Порядком определены содержание заявления о выдаче разрешения, перечень прилагаемых к нему документов. К заявлению прилагаются, в том числе, схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости). Заявление может быть подано физическим или юридическим лицом (либо их представителем).

3. Разрешение выдает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней. Установлен исчерпывающий перечень основания для принятия решения об отказе в выдаче разрешения:

1) заявление подано с нарушением установленных требований;

2) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации (см. пункт 1);

3) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.

 

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов»

Начало действия - 1 декабря 2014 года.

1. Установлены порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, требования к структуре адреса с учетом разных видов объектов адресации, а также правила написания наименований и нумерации объектов адресации. Вводится понятие элемент планировочной структуры и элемент улично-дорожной сети. Перечень элементов планировочной структуры, улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений) и помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, а также правила сокращенного наименования адресообразующих элементов устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

Разъяснения по вопросам применения правил дает Министерство финансов Российской Федерации с участием Федеральной налоговой службы.

Рекомендовано органам местного самоуправления, органам государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения в 3-месячный срок привести свои правила присвоения, изменения и аннулирования адресов в соответствие с данными Правилами.

2. Присвоение адресов, их изменение и аннулирование осуществляется органами местного самоуправления (органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или уполномоченными их законами органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с использованием федеральной информационной адресной системы.

3. Присвоение адреса осуществляется уполномоченным органом по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц – собственников объектов адресации либо обладающих иным вещными правами на объекты адресации (хозяйственное ведение, оперативное управление, пожизненно наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование).

Установлено, что решение о присвоении адреса принимается одновременно:

1) с утверждением уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, являющегося объектом адресации, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;

 2) с заключением уполномоченным органом соглашения о перераспределении земельных участков, являющихся объектами адресации;

3) с заключением уполномоченным органом договора о развитии застроенной территории;

4) с утверждением проекта планировки территории;

5) с принятием решения о строительстве объекта адресации.

4. Определены случаи присвоения адресов в отношении различных объектов адресации. Так, присвоение адреса осуществляется:

1) в отношении земельных участков в случаях: подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории; выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ;

2) в отношении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства в случаях:

выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения; выполнения в отношении здания, сооружения и объекта незавершенного строительства кадастровых работ, при постановке здания, сооружения и объекта незавершенного строительства на государственный кадастровый учет (в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции здания, сооружения и объекта незавершенного строительства получение разрешения на строительство не требуется);

3) в отношении помещений в случаях:

подготовки и оформления проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в целях перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение;

подготовки и оформления в отношении помещения, в том числе образуемого в результате преобразования другого помещения (помещений), документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком помещении.

При присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых они расположены.

В случае присвоения адреса многоквартирному дому осуществляется одновременное присвоение адресов всем расположенным в нем помещениям. 5. Установлены случаи аннулирования адресов:

1) прекращения существования объекта адресации;

2) отказа в осуществлении кадастрового учета объекта адресации в связи с тем, что объект не является объектом недвижимого имущества, либо в связи с тем, что объект недвижимости образуется из объекта или объектов, раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемыми объектами не допускается;

В случаях, предусмотренных подпунктами 1 и 2, аннулирование адресов осуществляется на основании решения органа кадастрового учета.

3) присвоения объекту адресации нового адреса. Заявление об аннулировании адреса может подаваться теми же лицами, которые вправе обращаться с заявлением о присвоении адреса (пункт 3).

Аннулирование адреса существующего объекта адресации без одновременного присвоения этому объекту адресации нового адреса не допускается. Аннулирование и повторное присвоение адресов объектам адресации, являющимся преобразуемыми объектами недвижимости, которые после преобразования сохраняются в измененных границах, не производится.

6. Установлен порядок направления заявления о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса (по почте, лично или в форме электронного документа), а также требования к заявлению и перечень прилагаемых к нему документов. Форма заявления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Заявление представляется в уполномоченный орган или многофункциональный центр по месту нахождения объекта адресации.

7. Присвоение адреса или его аннулирование подтверждается решением уполномоченного органа. Определено содержание таких решений.

Решение о присвоении или аннулировании адреса, а также решение об отказе в таком присвоении или аннулировании принимаются уполномоченным органом в срок не более чем 18 рабочих дней со дня поступления заявления. Установлены случаи принятия решения об отказе в присвоении или аннулировании адреса.

 8. Изменение адресов осуществляется уполномоченным органом на основании принятых решений о присвоении адресообразующим элементам наименований, об изменении и аннулировании их наименований (одновременно с размещением в государственном адресном реестре сведений о присвоении наименований элементам планировочной структуры, улично-дорожной сети, об их изменении или аннулировании либо на основании поступивших из соответствующих государственных информационных систем сведений об изменении наименований и границ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и населенных пунктов).

9. Датой присвоения, изменения или аннулирования адреса признается дата внесения сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр. Присвоение, изменение и аннулирование адресов осуществляется без взимания платы.

 

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года № 1201 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации»

Начало действия - 27 ноября 2014 года.

Признаны утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 г. № 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры" (далее – Правила), а также положения иных актов Правительства Российской Федерации, которыми вносились изменения в Правила.

Ранее полномочие Правительства Российской Федерации по утверждению Правил предусматривалось Федеральным законом от 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», но было исключено Федеральным законом от 30.12.2012 № 289-ФЗ. Во многом это связано с тем, что в настоящее время 210-ФЗ распространяется только на регулирование тарифов на услуги организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов. В сфере электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения действуют самостоятельные федеральные законы и принятые в соответствии с ними подзаконные акты.

 

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2014 года № 2242-р «Об утверждении Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года»

1. Утверждена новая Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 г. (прежняя была рассчитана до 2030 г.). Стратегия разработана с учетом Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" и государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 323.

2. Характеризуется существующая ситуация в области ипотечного жилищного кредитования. Так, в 2013 году выдано 825 тыс. ипотечных жилищных кредитов на общую сумму 1,35 трлн. рублей. Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье с помощью собственных и заемных средств, увеличилась с 23,6 % в 2010 году до 28,4 % в 2013 году. В 2014 г. тенденция роста объемов ипотечного жилищного кредитования сохраняется. Доля сделок с привлечением заемных средств на рынке жилья с 2010 г. выросла в 1,7 раза и составила в 2013 г. 24,6%. Процентные ставки по ипотечным кредитам, выданным в рублях, снизились с 13,1% в 2010 г. до 12,4% в 2013 г. Несмотря на достигнутое в целом снижение ставок, их уровень остается достаточно высоким, что приводит к низкой доступности ипотечного жилищного кредитования для граждан с доходами ниже среднего.

3. Определены цели и задачи Стратегии, направления развития рынка ипотечного жилищного кредитования, а также проблемы рынка ипотечного жилищного кредитования, к которым, в частности, относится его высокая концентрация (70% объема всех ипотечных жилищных кредитов у 5 банков).

4. Отмечается, что в целях предотвращения дисбаланса спроса и предложения и роста цен на жилье необходимо наряду с повышением доступности ипотечных жилищных кредитов и иных форм жилищного финансирования повышать доступность жилья за счет:

увеличения объемов жилищного строительства, в первую очередь жилья эконом класса;

дифференциации рынка жилья, ускоренного формирования сегмента жилья эконом класса и арендного жилья, содействия строительству такого жилья;

снижения себестоимости жилищного строительства путем реализации мер по повышению доступности строительных кредитов для всех категорий застройщиков, исключения из себестоимости строительства жилья эконом класса затрат на строительство объектов инженерной и социальной инфраструктуры, развития механизмов привлечения индивидуальных и коллективных инвестиций.

5. Стратегия предусматривает:

1) создание эффективных механизмов, позволяющих повысить доступность ипотечных жилищных кредитов для социально приоритетных категорий населения;

2) развитие конкуренции на рынке ипотечного жилищного кредитования;

3) разработку новых форм финансирования для развития арендного жилья и сектора жилищно-строительной кооперации, а также финансирования жилищного строительства;

4) учет региональных и локальных особенностей развития рынков жилья и ипотечного жилищного кредитования;

5) создание условий для предотвращения или смягчения возможных будущих кризисных явлений.

6. В целях решения задачи по развитию иных форм жилищного финансирования (в том числе для жилищного строительства) предлагается реализовать следующие мероприятия:

- стимулирование развития проектного финансирования жилищного строительства коммерческими застройщиками под залог земельного участка (права аренды на земельный участок) и строящихся жилых объектов и других активов для дальнейшей продажи гражданам или предоставления внаем жилых помещений;

- повышение эффективности регистрации залога на земельный участок и возводимый на нем объект жилищного строительства (ипотека единого объекта недвижимости с неотделимыми улучшениями);

- разработка и внедрение механизмов кредитования застройщиков при комплексном освоении территорий (земельных участков) в целях жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса и малоэтажного жилья, внедрение механизмов гарантии сбыта построенного жилья;

- снижение рисков кредитования граждан - участников долевого строительства многоквартирных домов, в том числе внедрение механизмов банковского контроля целевого использования средств участников долевого строительства и применение мер страховой защиты;

- разработка и внедрение единого стандарта раскрытия застройщиками информации о ходе строительства банку-кредитору;

- разработка и внедрение эскроу-счетов при привлечении застройщиком заемных средств и средств участников долевого строительства; - совершенствование механизмов кредитования граждан на индивидуальное жилищное строительство под залог земельных участков и строящихся жилых домов;

- разработка и внедрение механизмов кредитования жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе кооперативов и товариществ индивидуальных застройщиков, для строительства жилья;

- разработка и внедрение механизмов кредитования юридических лиц на строительство или приобретение наемных домов (помещений в таких домах).

В целях обеспечения долгосрочных кредитных ресурсов ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" разработает и внедрит механизмы кредитования физических и юридических лиц для приобретения (строительства) жилья для дальнейшей сдачи внаем, а также механизмы рефинансирования указанных кредитов для привлечения частного капитала;

- создание дополнительных условий для привлечения резервов и накоплений негосударственных пенсионных фондов для формирования наемного жилищного фонда.

7. Отмечено, что активное развитие кредитования коммерческих застройщиков будет способствовать постепенному замещению финансирования жилищного строительства гражданами - участниками долевого строительства банковским кредитованием. Участие физических лиц в строительстве многоквартирных домов будет ограниченным. С целью гарантирования спроса граждан на строящиеся квартиры и фиксации цены на приобретение таких квартир уже на стадии строительства застройщики будут заключать с гражданами договоры купли-продажи квартир с фиксацией цены жилья и оплатой гражданами задатка в ограниченном размере на средней и высокой стадиях готовности многоквартирного дома. Оставшуюся часть стоимости приобретаемого жилья граждане будут оплачивать только после завершения строительства, в том числе за счет ипотечных жилищных кредитов.

В период до массового развития проектного кредитования жилищного строительства возможные убытки участников долевого строительства, в случае неисполнения обязательства застройщика по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве, будут застрахованы страховщиком либо их компенсация будет гарантирована банком, выдавшим поручительство за надлежащее исполнение застройщиком своих обязательств.

Получат развитие и иные переходные формы контроля банками за целевым использованием средств участников долевого строительства, в том числе в случае предоставления участникам долевого строительства ипотечных кредитов под залог прав требований по договорам участия в долевом строительстве. С целью снижения рисков кредитования жилищного строительства будет разработан и внедрен стандарт раскрытия застройщиками банкам-кредиторам информации о ходе строительства.

8. В целях снижения стоимости строительства и исключения из затрат застройщиков затрат на создание инженерной инфраструктуры предусмотрена необходимость формирования механизмов финансирования строительства (приобретения) объектов инженерно-технического обеспечения через специализированные финансовые компании с последующим выпуском ценных бумаг под залог этих активов. ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" будет формировать финансовые механизмы, позволяющие решать эту задачу за счет заемных средств и предусматривающие финансирование выкупа указанных объектов специализированными обществами проектного финансирования путем выпуска облигаций с залоговым обеспечением в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Установлены целевые показатели развития рынка ипотечного жилищного кредитования к 2020 году (промежуточный этап – к 2017 году).

Целевые показатели

2017 год

2020 год

Количество выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов (тыс. штук)

921

1053

Количество выдаваемых в год в рамках специальных ипотечных программ ипотечных жилищных кредитов (тыс. штук)

100

110

Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, в общем количестве семей (процентов)

37

50

Доля сделок с ипотекой в общем количестве сделок на рынке жилья (процентов)

27

30

Объем выпущенных ипотечных ценных бумаг в течение года (млрд. рублей)

250

350

 

 Источник