Почему мачтовые подъемники дешевле и эффективнее башенных кранов

В последние годы высотное строительство в нашей стране вышло из разряда диковинок. И здесь не обойтись без мачтовых подъемников специального строительного оборудования, предназначенного для подъема людей и грузов на необходимую высоту.

Конструкция подъемника состоит из мачты, установленной на горизонтальной платформе. Мачта подъемника прикрепляется снаружи или внутри строящегося здания (например, в шахте лифта), а на ней, в свою очередь, устанавливается подъемная кабина.

Шурик был бы удивлен

В Северной Америке, Японии и Европе мачтовые подъемники появились довольно давно, а вот в нашей стране они получили широкое распространение лишь в последнее десятилетие. Впрочем, следует признать, что тросовые мачтовые подъемники, в отличие от современных реечных, использовались еще на советских стройках. Достаточно вспомнить кадры из известной комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», где герои фильма, можно сказать, весьма своеобразно применяют это подъемное приспособление, ведя на стройплощадке полномасштабные «боевые действия».

С каждым годом все больше российских строительных компаний используют в своей работе строительные мачтовые подъемники различных модификаций. Конечно, в первую очередь это связано с ростом этажности зданий. Хотя, как показывает практика, мачтовые подъемники рационально использовать не только при строительстве высоток. Эти механизмы с успехом применяются и при возведении зданий в 15 – 20 этажей.


 

К слову, жестких требований относительно того, при какой этажности нужен мачтовый подъемник, в России не существует. Но, как сообщили нашему журналу в компании, которая занимается арендой строительной техники, многие начинают ставить такие подъемники уже при этажности в 7 – 9 этажей. Ну а при возведении таких высотных комплексов, как Москва-Сити, Грозный-Сити, Екатеринбург-Сити, Волгоград-Сити, без этой техники просто никак не обойтись.

Уже из самого названия приспособления видно, что мачтовый подъемник – это специальное оборудование, где кабина для подъема грузов и людей установлена на мачте, которая крепится к фасаду здания. В большинстве случаев мачтовый подъемник устанавливается после демонтажа башенного крана и используется для доставки людей и грузов на нужный этаж строящегося здания. При строительстве высотных зданий используются в основном универсальные грузопассажирские подъемники с грузоподъемностью от 1,5 до 3 т, в том числе двухкабинные, установленные на одной мачте.

На зданиях выше 20 этажей проблемой для застройщика становится подъем не только грузов, но и людей, работающих на разных этажах: их число порой достигает нескольких сотен человек. Так что без применения мачтового подъемника эту задачу просто не решить.

 

Снижая сроки и затраты

Разумеется, использование такой спецтехники требует от строительных компаний наличия квалифицированного и подготовленного персонала, знания современных строительных технологий и соответствующих строительных проектов.

Умение строительных компаний работать с мачтовыми подъемниками, помимо прочего, свидетельствует и об их эффективности, поскольку позволяет существенно уменьшить сроки строительства и, соответственно, снизить затраты. Не говоря уже про заботу о персонале, внимание к его потребностям.

Много полезной информации относительно применения подъемников мы получили от регионального управляющего компании – арендодателя стройтехники Сергея Иванова.

– Потребность рынка в мачтовых подъемниках сегодня актуальна как никогда, - отметил специалист. – Рынок этих подъемных приспособлений развивается очень неплохо, даже несмотря на достаточно сложную нынешнюю финансово-экономическую ситуацию в стране. Ведь с такими подъемниками работать гораздо комфортнее. И многие строительные фирмы начинают ценить свое рабочее время. Ведь подъем на большую высоту занимает у строителей определенное время – прошу заметить, рабочее время.

Как рассказал нам Сергей Иванов, сегодня стоимость и эксплуатация подъемников закладывается в строительных компаниях еще на этапе проектирования. Конечно, отдельные компании по старинке еще используют башенные краны. Но с экономической точки зрения мачтовый подъемник ощутимо выгоднее, чем башенный кран. Уже неоднократно, с конкретными цифрами было доказано, что башенный кран нерационально использовать абсолютно на всех этапах строительства. Он необходим лишь при возведении коробки здания, а дальше в дело может вступать мачтовый подъемник.

 

Что есть на рынке

Сегодня на отечественном рынке наиболее популярны подъемники грузоподъемностью до двух тонн и максимальной рабочей высотой до 400 м. Ну а срок работы такого подъемного оборудования при его грамотной эксплуатации и своевременном обслуживании может достигать 10 лет.

Как рассказал нам менеджер компании по аренде стройтехники Иван Прохоров, из всего многообразия фирм, выпускающих мачтовые подъемники и присутствующих на российском строительном рынке, стоит выделить ведущих европейских производителей из Швеции, Германии, Польши и Чехии. Мачтовые подъемники производителей-лидеров оснащены механизмами реечного (бесканатного) типа.

Конечно, если есть спрос, появляются и новые предложения. В последнее время на наш рынок пришли мачтовые подъемники итальянских, испанских и китайских производителей, но их количество пока незначительно, да и качество не дотягивает до лидеров.

Эксперты строительного рынка отмечают, что, к сожалению, отечественные предприятия пока не выпускают оборудование, аналогичное иностранному, а имеющиеся образцы обладают низкой грузоподъемностью (в основном 0,5 – 1 т) и небольшой высотой подъема (до 100 м). В основном в конструкциях российских мачтовых подъемников до сих пор используется тросовый привод вместо реечного (ТЭМЗ). И среди представленных моделей имеются только грузовые варианты.

Свидетельство строительной культуры

Но вернемся к самим мачтовым подъемникам. Они делятся на грузовые и грузопассажирские. Чаще всего эксплуатация такого оборудования начинается после демонтажа башенных кранов, когда основные работы, в частности возведение монолита, завершены. Но это на зданиях относительно невысоких – в 20 – 30 этажей. В то же время при строительстве комплекса Москва-Сити мачтовые подъемники устанавливались раньше. Напомним, что основная функция мачтового подъемника на стройке – это доставка на высоту рабочих и инструментов. Конечно, в первую очередь рабочих, которых нужно обеспечить хотя бы минимальным комфортом (питание, туалеты, доставка на рабочее место).

Так что установленный на строящемся здании мачтовый подъемник напрямую может свидетельствовать не только о культуре данного строительства, но и о его качестве. Ведь мачтовые подъемники сегодня в первую очередь используются в коммерческом строительстве, где нужны скорость, качество и эффективность. К слову, при строительстве флагмана Москва-Сити, башни «Федерация», используются подъемники чешского производства.

– Подъемник у нас весьма дорогой, - рассказал в интервью журналу «Строительство.RU» генеральный директор ЗАО «Башня Федерация» Михаил Смирнов. – Его лидерная мачта доходит до самого верха. На этой мачте могут двигаться одновременно в разные стороны шесть кабин по 27 человек. Этот уникальный для России подъемник используется для того, чтобы обеспечить высокие темпы строительства: скорость подъема кабины у него – 100 м в минуту.

Между тем в регионах, где пока нет широкого строительства высотных зданий, вовсю используют устаревшие отечественные мачтовые подъемники. Причина очевидна: местные компании прельщает относительно невысокая цена таких конструкций, которая не превышает 200 – 400 тыс. рублей.

Источник